Автор Спринчан Алексей Николаевич
аналитик по прогнозированию продаж
Skype: sprinchanalex
http://prognoz.at.ua
Введение
За основу прогноза берутся статистические данные по одной товарной категории за период с 2004 по 2007 год (таблица №1). В данном примере я описываю методику прогнозирования, в которой будет сделан прогноз на 2007 и 2008 год, при этом будет определена точность прогноза при сравнении с реальными данными 2007 года.
В конце данного примера также будет сделан прогноз на шумы. Все расчеты проводились при использовании MS Excel.
Раздел №1
Таблица 1.
Для того чтобы определить динамику продаж и спрогнозировать продажи, необходимо определить темпы роста и темпы прироста продаж (см. таблицу №2 и таблицу №2.1).
Таблица 2.
Таблица 2.1
По полученным данным видно, что в 2005 году продажи увеличились на 75% или в 1,75 раза по отношению к 2004 году. В 2006 году продажи увеличились на 53% или в 1,53 раза по отношению к 2005 году.
В 2007 году продажи увеличились на 43% или в 1,43 раза по отношению к 2006 году. Зная это, рассчитаем количество продаж за весь 2007 год, 539 656 * 1,43 = 771 708, — в 2007 году будет продано около 771 708 штук готовой продукции (таблица №3).
Проанализировав данные продаж, мы видим замедление показателя роста с 74,85% до 43,05% при общем увеличении продаж за период с 2004 по 2007 года.
Теперь спрогнозируем темп роста в 2008 году при помощи построения линии тренда (рисунок №1). Из данного рисунка видно, что темп роста в 2008 году составит около 34% по отношению к 2007 году. По этим данным можно спрогнозировать обьем продаж за весь 2008 год (таблица №3).
Рисунок №1.
Таблица №3.
Для того чтобы спрогнозировать продажи в 2007 и 2008 гг. по месяцам, необходимо определить коэффициент сезонности в 2004, 2005 и 2006 году (таблица №4).
Таблица №4.
На точность прогноза и сезонность продаж также влияют так называемые шумы, в том или ином месяце отчетного периода, которые состоят из следующих факторов:
- Нехватка сырья, выход из строя производственных мощностей, если это производство.
- Рекламные или маркетинговые акции или программы лояльности.
- Изменение цены на товар, изменение отсрочек платежа.
- Логистика транспорта, складов.
- Активность конкурентов и т.д.
Для того чтобы сгладить действие вышеуказанных факторов (шумов) необходимо определить средний коэффициент сезонности. Полученные данные занесены в таблицу №5.
Таблица №5.
Далее прогнозируем продажи за 2007 год по месяцам, и сравниваем с реальными данными 2007 года, не забывая при этом определить точность прогноза и погрешность в процентном выражении. Полученные данные занесены в Таблицу №6.
Мы видим, что точность прогноза по месяцам составила от 89% до 99%, кроме января, здесь точность прогноза составила около 76%. Почему так вышло, я покажу чуть позже в разделе №2.
Зная средний коэффициент сезонности, тем же методом прогнозируем 2008 год. Полученные данные занесены в таблицу №7.
Таблица №7.
При проведении данного прогноза у меня стояла задача определить обьем продаж в 2008 году. Для того чтобы выявить возможность эффективного удовлетворения спроса посредством финансовых, производственных и складских мощностей предприятия.
Из чего следует, что в 2008 году будет продано около 1 012 458 штук готовой продукции, при этом пик продаж приходится на ноябрь, и составит около 114 933 штуки.
Вывод
Благодаря данному методу можно добиться следующей точности:
На этой стадии можно было бы закончить описание данного метода прогнозирования, но в ходе анализа были выявлены некоторые тенденции, которые влияют на точность прогноза, чему и посвящен второй раздел.
Раздел №2
1. На точность прогноза влияет временной период, на который составляется прогноз. В данном случае это среднесрочный прогноз продаж.
2. Также на точность прогноза влияют шумы, которые описаны в разделе №1. Но их тоже можно спрогнозировать.
Исходные данные:
Рассчитываем коэффициент относительной вариации сезонности продаж и на основе полученных данных строим график, тем самым прогнозируем шумы.
Из графика видно, что наибольшая погрешность будет в следующих месяцах года: 1, 10, 11, 12. Как вы помните из раздела №1, погрешность в январе 2007 года составила 24%.